Дата:2012-02-18
Проверка качества предусматривает выполнение большого
количества некомпьютеризированных операций. Например, предстоит
установить, что
продукт:
характеризуется полнотой и не имеет косметических и механических
дефектов;
корректно выполнен (то есть с соблюдением спецификации или плана),
характеризуется комплексностью и приспособлен к уровню компетентности
персонала, для использования которым он предназначен;
удовлетворяет требованиям применимых стандартов.
Существует несколько подходов к проверке
качества с
использованием проектной документации. Предложенный здесь Вашему
вниманию был разработан сотрудником компании "IBM" Майклом Е. Фаганом
(Michael E Fagan). Данный подход, в котором развиваются и ранее
высказывавшиеся мысли относительно статистических процессов и
статистического контроля качества, был впервые использован для проверки
кода программного обеспечения. Впоследствии ряд специалистов (в
особенности следует отметить еще одного сотрудника "IBM" - Кэролин
Джонс (Carolyn Jones)) наглядно показали, что подход применим к
проверке практически любого документа.
Цель инспекции программ по методу Фагана
- получить
свидетельства, доказывающие, что вся проектная документация составлена
ясно, недвусмысленно и максимально понятно (насколько позволяет
предмет), её понимание не требует специальных объяснений, вся
документация по проекту взаимно согласуется и соответствует стандартам,
принятым при выборе организацией методологии жизненного цикла
разработки системы. Данный метод инспекции предусматривает
использование достаточно жестких организационных мер, которые нередко,
особенно в самом начале использования, вызывают недовольство и
противодействие со стороны персонала. Однако, очевидные свидетельства
роста производительности и уменьшения коэффициента ошибок в случае
правильного применения этой бюрократической процедуры свидетельствуют в
её пользу.
Фундаментальной основой инспекции
является база
данных, содержащие связанные с дефектом сведения по таким аспектам как:
тип дефекта (логическая ошибка. нарушение стандарта, допущенный при
проектировании просчет и т.д.);
серьезность дефекта (критический/существенный/незначительный);
причина дефекта (отсутствие/несоответствие/избыток);
процентное соотношение перечисленных выше видов, степеней серьезности и
причин дефектов в расчёте на страницу, за период времени или
применительно к установленной для данной организации норме.
Подробные количественные данные помогают
руководству
адекватно оценить ситуацию и принять коррективные меры применительно к
проблемным участкам и аспектам. Ниже приведена краткая характеристика
(план) процесса инспектирования.
Распределение ролей при проведении
инспекции:
Модератор: осуществляет общее
руководство процессом
(обычно для овладения соответствующими навыками требуется специальное
обучение). Председательствует на заседаниях по вопросам регистрации
дефектов.
Инспектор (их может быть несколько):
должен быть
достаточно компетентным для адекватной оценки продукта с той или иной
определенной точки зрения (например, пользовательской или технической).
Инспектор несет непосредственную личную ответственность за качество
продукта.
Автор: составитель представленного для
инспекции
документа.
Чтец: лицо, единственная роль которого в
процессе
сводится к зачитыванию вслух полного текста представленного документа
на собрании инспекционной комиссии.
Рабочая группа: принимает к исполнению
результаты
собрания по вопросам казуального анализа (см. ниже).
Процесс:
Начальная проверка условий:
соответствует ли
документ установленным критериям качества (то есть готов ли он к
инспекции?).
Установочное собрание: в нём принимают
участие все
заинтересованные стороны; цель его - выработать общее понимание
содержания и побудительного мотива документа, а также правила
проведения собрания по вопросам регистрации дефектов.
Подготовка: инспекторы в независимом
режиме изучают
документ и отмечают дефекты.
Собрание по вопросам регистрации
дефектов: в ходе
него составляется и утверждается общий список дефектов, обнаруженных в
инспектируемом продукте. Фиксируются также статистические показатели.
Протокол совещания не ведется, регистрируются только выявленные
инспекторами дефекты.
Собрание по вопросам казуального
анализа: проверка
статистических данных и сопоставление их с нормативными для данной
организации показателями.
Доработка: автор принимает меры для
устранения всех
дефектов.
Заключительная проверка условий: можно
ли
квалифицировать выполнение доработки как удовлетворительное?
Заключение: продукт интегрируется в
проект (то есть
к нему применяются стандартные процедуры управления конфигурацией и
контроля внесенных изменений).
Количество просмотров: 4989
Комментарии к статье:
Добавить комментарий